Вырубка в полиграфии (высечка, штанцевание) — это вид послепечатной обработки изделий — прорезывание насквозь фигурного контура напечатанных изображений. Этим словом называют как сам процесс, так и его результат.
Высечку производят на бумаге, разных видах картона, пластике, коже, ткани, полиэтилене.
Вырубка используется в рекламной, упаковочной и книжной полиграфии: в некоторых случаях она просто необходима, а в некоторых — является незаменимым способом привлечь внимание к печатной продукции.
Необходимость такой операции как вырубка в полиграфии связана с тем, что ножи бумагорезальных машин, на которых осуществляется подрезка печатной продукции до нужного размера, способны делать только прямой рез. Очевидно, что во многих случаях требуется разрез по фигурному контуру.
Применение вырубки в полиграфии
Помимо обыкновенной подрезки на нужный формат, для которой некоторые маленькие типографии используют ручные вырубные прессы (например, подрезка визиток), существует большое количество вариантов применения этой операции.
Технология и оборудование для вырубки
Штамп (штанцевальная форма) представляет собой фанерную основу, на которой надежно закреплены острые стальные ножи, повторяющие контур изображения, которое нужно отделить от листа бумаги, картона или другого материала. Вырубные штампы изготавливают на заказ, причем стоят они немалых денег. Поэтому стоимость такого вида отделки может быть довольно ощутима при изготовлении продукции малыми и даже средними тиражами.
Помимо штампа необходим вырубной пресс.
Существуют прессы трех видов: тигельные (штамп неподвижно закрепляется на станине, а заготовка находится на подвижном тигеле, совершающем удары о штамп); плоскопечатные (штамп закрепляется на неподвижном талере, а заготовки подаются на цилиндр), ротационные (высечка осуществляется путем противодействия ротационного штампа с валом противодействия).
Сейчас около половины от общего объема производимых полиграфических изделий изготавливается с применением этих технологий. Судите сами: вся картонная упаковка и гофротара, подавляющее большинство бумажных этикеток, большое количество рекламной продукции, открытки, папки, самоклеящиеся этикетки и почтовые марки, детские книги и настольные игры, продукция для оформления точек продажи, даже визитки и дисконтные карты!
Когда необходима вырубка? Как только в проектируемом изделии появляется фигурный контур или пересечение прямых, образующих тупой угол, без вырубки или высечки уже не обойтись. Даже простые закругленные уголки у карманного календаря - уже повод сдавать заказ тем, кто обладает возможностью вырубки или высечки. Продукция с закругленными краями встречается часто. Первая и главная - карманный календарь: плотный картон или пластик (да еще с ламинацией или лаком) с острыми углами повредит ткань кармана одежды, поэтому для карманных календарей скругление угла вещь обязательная. То же самое можно сказать и о других изделиях, которые часто держат в руках или носят карманах, например, те же дисконтные карточки.
Для создания по-настоящему красивых и необычных изделий без вырубки не обойтись.